Ваш гид по Израилю Изабелла Ревзина

Мелисенда – королева крестоносцев в Иерусалиме.

Мелисенда – дочь Болдуина II третьего короля Иерусалимского королевства правила 30 лет (королева Иерусалима с 1131 – 1153гг., регент своего сына Болдуина III с 1153 - 1161 гг.)
Мелисенда была старшей дочерью короля Иерусалима Болдуина II и Морфии, дочери армянского князя Габриэла, правителя Мелитены.
Город Мелитена находился недалеко от границ графства Эдесского, первого государства, основанного крестоносцами на Востоке во время первого Крестового похода.
Во главе этого государства стоял кузен второго короля Иерусалимского королевства Болдуина I Балдуин де Бурку, граф Эдесский.
Современники характеризовали его как человека благочестивого нрава, религиозного, добродушного и общительного, любящего и заботившегося о своей счастливой семье: жене-армянке и четырех дочерях.
Мелисенда выросла в Эдессе в интернациональной семье. Она с детства впитала в себя влияние двух культур и двух направлений в христианской религии: восточной и западной.( окончательное разделение на греко-ортодоксальное и католическое направление произошло в 1054 г.).
В то время, когда, Мелисенде (ок. 1101- 1161) исполнилось 13 лет, умер король Болдуин I (1118 г.), которого с честью похоронили Храме Гроба Господня.
Новым королем Иерусалимского королевства крестоносцы избрали ее отца графа Эдесского.
"Этот выбор для королевства крестоносцев оказался удачным"…
Видимо, Саймон Монтефиоре в своей книге "Иерусалим биография", использовал характеристику, данную Болдуину II Гийомом(Вильгельмом) Тирским, одним из лучших историков эпохи крестовых походов XII в., который описал происходившие события в своем сочинении "История деяний в заморских землях".
О самом историке мало, что известно, только то, о чем он решил написать в своем трактате. Доподлинно не известно, был ли он франком или немцем. Сам он называет своей родиной Палестину. Гийом(Вельгельм) Тирский был архидьяконом тирского митрополита и воспитателем наследного принца Болдуина, которого, вполне возможно, обучал языкам. Сам Гийом Тирский свободно владел латинским, французским, греческим, арабским, сирийским и немецким языками.

С. Монтефиоре в своей книге "Иерусалим биография" пишет:
"Балдуин был "честен и богобоязнен, в молитве усердствовал" и отмечает, что новый король Иерусалима "еще в большей степени был королем всего Леванта, а не просто королем франков: он "лучше всех знал эту страну". Мусульмане считали его "здравомыслящим, прирожденным правителем", мужем "богатого опыта".
Весьма лестная оценка для неверного!". Болдуин II стал первым иерусалимским королем, короновавшимся в Храме Гроба Господня.
Болдуин I короновался в Храме Рождества в Вифлееме, а Готфрид Бульонский, которому бароны и графы предложили стать первым королем Иерусалимским, заявил, что он не может принять корону там, где сам Спаситель был коронован терновым венцом. Он согласился, принять титул "Защитника Гроба Господня".


Вернемся к коронации Болдуина II, правила которой, потом унаследует его старшая дочь Мелисенда.
Болдуин, дождавшись приезда своей семьи в Иерусалим, объявил день коронации.
Новый король "торжественно прошествовал во главе процессии по улицам, где крыши и балконы домов были украшены пестрыми восточными коврами, и в присутствии патриарха, епископов и священников латинского и восточных обрядов поклялся перед Гробом Господним защищать церковь, клир, а также вдов и сирот Иерусалимского королевства. Кроме того, он принес особую клятву верности патриарху."
По окончании церемонии новый король отправился на Храмовую гору в Храм Господа (так во времена крестоносцев называлась Куббат ас Сахра) и там возложил свою корону на алтарь, а затем принял ее вновь от патриарха.
Торжество коронации продолжалось в Храме Соломона (так крестоносцы назвали мечеть Аль-Акса), где участников церемонии, ожидал праздничный обед, приготовленный горожанами.
Болдуин II заботился об укреплении границ своего королевства: " в течение 1120-х гг. франки обосновались в старых крепостях и возводили кольцо новых замков вдоль границ своего королевства, выстраивая оборону против враждебного мусульманского мира.


Вокруг Иерусалима появилась линия хорошо укрепленных церквей и монастырей: они стояли в Маале Адумим, на Иерихонской дороге, в Хевроне, Вифании, Небе-Самуэле, эль-Бире и Рамалле.
Вместе с тем франки не забывали столицу своего королевства – Иерусалим.
В 1120 г. Болдуин II покинул свой дворец в Храме Соломона (мечеть Аль-Акса), передав его ордену тамплиеров, а сам со своим королевским двором переселился в новый дворец рядом с цитаделью у западных ворот Иерусалима (сегодня Яффские ворота).
В 1125 г. франки приступили к интенсивному строительству в Иерусалиме.
Как описывает Карен Армстронг в своей книге "Иерусалим один город, три религии", крестоносцы, чтобы "почувствовать себя дома, возводили на Святой земле копию родной Европы. Поэтому в архитектуре их зданий и церквей почти не заметно ни византийского, ни мусульманского влияния".
Крестоносцы реконструировали (Храм Гроба Господня), строили новые церкви, монастыри на месте разрушенных византийских строений.
В этот же период была реконструирована церковь Вознесения на Масличной горе, ротонда которой, обрамляющая место Вознесения Иисуса Христа" на глазах их" (своих апостолов), была украшена мраморными колоннами с красивыми капителями, передающими образы пеликанов. По преданию, эта птица, когда ей нечем накормить своих птенцов, "пронзает себе клювом грудь…и поит их собственной кровью. Материнская любовь самки пеликана символизировала евхаристию и жертвоприношение Иисуса".
Елеонскую базилику, погибшую во время нашествия на Иерусалим персов в 614 г., крестоносцы восстанавливать не стали. " На этом месте они построили две новые церкви в память о даровании Иисусом ученикам молитвы "Отче наш"( Pater Noster) и апостольского символа веры.


Сионская базилика, разрушенная по указанию египетского правителя аль - Хакима, была реставрирована и "Мать всех церквей" снова стала местом паломничества христианских пилигримов.
В период Болдуина II на улицах Иерусалима можно было услышать беседы на французском, итальянском, немецком, арабском языках.
Мусульманским купцам разрешалось торговать здесь, "но они не имели права оставаться в пределах городских стен на ночь".
Иерусалим оставался в этот период исключительно христианским городом.
Вот такое наследство от своего отца получила будущая королева Иерусалима Мелисенда.
Мать Мелисенды была дочерью могущественного армянского князя Мелитены, который стремился войти в состав франкской аристократии. Брак его дочери с кузеном Болдуина I – графом Эдессы, отвечал его интересам.
Граф Эдессы, а с 1118 г. король, Балдуин II, был постоянно в военных походах. Воспитанием Мелисенды и ее сестер занималась мать Морфия, которая воспитывала своих девочек в духе армянских традиций.
Мелисенда была хорошо воспитана, любила книги, знала языки: армянский, французский и, конечно, латынь.
Мелисенда, как ее мать и отец, была очень религиозна. Легендарная набожность королевы воплотилась в ее бесчисленных фондах и пожертвованиях церкви, монастырям.
Отец Мелисенды был франком. Мать ее была армянкой православного греческого вероисповедания, а затем в связи с замужеством, " принявшей римско-католическую веру".
Нити родства связывали Мелисенду с армянскими королями Киликии Рубенидами и Лузиньянами, с графами Прованса и английскими Плантагенетами.
Мелисенда была создана, чтобы властвовать…


Во франкской историографии, отмечает исследователь Клод Мутафян, "Мелисенда оставила о себе память как о самой блестящей королеве Иерусалима, покровительницы искусств. Гильом Тирский хвалит ее, напоминая, что она "более 30 лет умело управляла делами королевства".
В счастливом браке Болдуина II с Морфией было четыре дочери, но не было сына.
В связи с этим король назначил своей преемницей и наследницей свою старшую дочь Мелисенду, которая с 1129 г. и до его смерти " управляла" государством вместе с ним.
Болдуин понимал, что для укрепления позиций дочери на троне, ее надо выдать замуж за достойного человека, имеющего богатство и влияние на политической арене средневековой Европы. Именно с этой целью, из Иерусалима, было направлено посольство во Францию к королевскому двору Людовика VI.
Французский король посоветовал в мужья Мелисенде одного из могущественных дворян-крестоносцев, опытного полководца, вдовца графа Фулька Анжуйского.
У короля Франции появилась возможность удалить популярного при дворе графа, который, в силу своего происхождения, имел претензии на французский престол.
В ходе переговоров, амбиционный Фульк, настаивал на том, что он позже возглавит Иерусалимское королевство. Возможно, ему пообещали…


Свадьба Мелисенды и Фулька состоялась 2 июня 1129 г.
В 1130 г. Мелисенда родила сына и наследника (Болдуина III).
Болдуин II был умным человеком и дальновидным политиком. Он решил законодательно позаботиться о своей дочери и внуке.
Он объявил внука наследником, а Мелисенду провозгласил единственным регентом над юным принцем.
Когда Балдуин II умер в 1131 г., Мелисенда и Фульк взошли на трон Иерусалимского королевства в качестве совместных правителей.
"Встретившись в Храме Соломона, Фульк и Мелисенда , облаченные в расшитые далматики, палантины и в коронационных украшениях, сели на богато убранных коней и проехали по городу под радостные возгласы жителей.
Они были первыми из иерусалимских монархов, которые короновались в ротонде Гроба Господня, к тому времени уже перестроенной.
Патриарх привел супругов к королевской присяге, а затем трижды призвал собравшихся подтвердить, что Мелисенда и Фульк являются законными наследниками. "Oill! Да!" – трижды вскричала толпа.
К алтарю были вынесены две короны. Патриарх окропил королевскую чету елеем из рога и возложил короны на головы обоих супругов. По выходе из Храма Гроба Господня супруги направились на Храмовую гору в Храм Господина, где король вернул корону патриарху и затем принял ее вновь", так описывает коронацию Саймон Монтефиоре в своей книге "Иерусалим биография".
Мелисенда, благодаря заботе своего отца, была официально царствующей королевой. Они с мужем официально правили вместе.
Фульку хотелось править единолично. Как свидетельствует Вильгельм Тирский, - Фульк "оттеснил Мелисенду от дарования титулов и земель" и отношения между супругами оставляли желать лучшего.
Постепенно в иерусалимском королевстве усиливался внутренний конфликт. Поведение Фулька возмущало второе поколение франков, выросших в Иерусалиме после I Крестового похода. Их интересы представлял кузен Мелисенды, граф Яффо Гуго де Пюизе, беззаветно верный королеве.

Другую сторону представляли франки, недавно прибывшие из Европы и поддерживающие Фулька.
Не будем здесь затрагивать политические проблемы, царившие в этот период в Иерусалимском королевстве, но борьба за власть была налицо. Любые действия для достижения цели приветствовались.
Фульк увидел в правителе Яффо серьезного соперника и в 1134 г., чтобы дискредитировать Гуго, обвинил его в любовной связи с Мелисендой.
Гуго предпринял свои шаги и вступил в союз с мусульманами Аскалона (Ашкелон). Он даже одержал победу над армией Фулька.
Конфликт не был завершен и тогда в него вмешался иерусалимский патриарх. Наступил "холодный мир". Гуго был изгнан из королевства на 3 года, но когда он вернулся, то его попытались убить, ударив кинжалом во время игры в кости, на одной из улиц Иерусалима. Было понятно, что за этим покушением стоял Фульк, но доказать ничего не получилось.
Скандалом воспользовалась королева Мелисенда, которая смогла в этой ситуации вернуть себе власть и влияние при дворе.
В Иерусалимском королевстве важно было иметь поддержку знати, которая была представлена советом Haute Cour(Высокая палата) высшей знати и рыцарства, духовных лиц королевства. На этом совете принимались самые важные правовые, политические и военные решения.
Мелисенда получила их поддержку. Кроме того, современники, в том числе и историк Вильгельм Тирский, отрицали неверность Мелисенды, поскольку церковь и знать оставались на стороне королевы. Этого бы не было, если бы она изменила мужу.


Мелисенде было 22 года, когда она стала первой королевой Иерусалима, рожденной от смешанного брака: отец – латинянин, француз, мать – армянка. Она стала " живым воплощением нового восточного франкского общества".
В 1134 г. Иерусалимское королевство оказалось на грани гражданской войны из-за споров о правах на корону.
Те, кто поддерживал королеву, были недовольны решением нового короля Фулька назначать своих сторонников на влиятельные посты в государстве и его очевидным отчуждением от Мелисенды.
Франкские аристократы решили ограничить власть Фулька, заставив его править совместно с королевой.
После периода открытой враждебности, Фульк понял, что никогда не сможет чувствовать себя в полной безопасности среди родственников и сторонников королевы.
Королевская чета воссоединилась. Вильгельм Тирский писал, что с того времени Фульк " никогда не пытался взять на себя инициативу, даже в мелочах, без согласия Мелисенды."
Королева начала играть ведущую роль в управлении государством. Фульк сумел примириться с женой и у них в 1136 г. родился второй сын Амори.
Любовь Мелисенды к книгам и ее религиозное благочестие были очень хорошо известны.
Сегодня в Лондоне, в библиотеке Британского музея, хранится знаменитый Псалтырь Мелисенды, заказанный, видимо, Фульком и подаренный своей жене в знак примирения, мира в семье. Характерно, что на одной створке футляра Псалтыря возможно " изображение Фулька Анжуйского, поскольку выше вырезан сокол, который указывает на имя короля, так как "сокол" и "Фульк" на старофранцузском писались одинаково –Fouque".
Структура и украшение Псалтыря Мелисенды говорят о художественной культуре, в которой переплелись латинский и греческий стили, стиль восточных христиан и даже исламский. Синтез этих стилей воплотился в новой уникальной форме – "искусство крестоносцев"
Псалтырь Мелисенды – маленький молитвенник, образец средневековой рукописной книги, украшенный миниатюрами на темы, освящаемые в Новом Завете.
Он является блестящим образцом искусства эпохи крестоносцев, представляющего собой синтез романо-католического и восточно-православного искусства.
Возможно, что такое оформление Псалтыря, сочетающего католические и восточные тенденции, отражает особенности воспитания Мелисенды, у которой отец был католиком, а мать армянка православной.
Эта рукопись была создана в Иерусалиме около 1135 г. в мастерской миниатюрной живописи при Храме Гроба Господня.
Футляр Псалтыря Мелисенды, сделанный из слоновой кости, украшенный тончайшей резьбой, инкрустированный бирюзой, рубинами и изумрудами был создан сирийскими и армянскими мастерами в скриптории церкви Гроба Господня.


Исследования показали, что 7 мастеров участвовали в создании этого произведения средневекового искусства, но только имя миниатюриста Василиуса стало известно, поскольку он" подписал последнее из изображений Basilius me fecit, что сделало его единственным из создателей этой рукописи, известным по имени".
Он так и вошел в историю как Василиус – создатель Псалтыря Мелисенды. В июле 2016 г. во время реставрационных работ в Храме Рождества было обнаружено "сверкающее лицо ангела из перламутра, а затем "золотые" пластинки нимба, а далее и мозаичное изображение ангела.
Ученые считают, что мозаики были созданы во времена крестоносцев по заказу византийского императора Мануила I Комнина и Амори – короля Иерусалима, сына Мелисенды и Фулька.
Мозаики подписаны на латинском языке художником по имени Василиус. Историки и искусствоведы считают, что это тот же Василиус, который оформлял Псалтырь Мелисенды.
О Василиусе нет никаких сведений, судя по его греческому имени, он, видимо, византиец.
Возможно, он был европейским художником, прошедшем обучение в Константинополе или армянином, знающим как с католические, так и с православные традиции христианства.(среди армян есть католики и греко-ортодоксы).
Содержание Псалтыря, его оформление подтверждают, что он был создан для королевы Мелисенды.
Сцены из Нового Завета, в отличие от восточной христианской традиции, обычно открывали западные псалтыри, однако в Псалтаре Мелисенды для иллюстрации избраны сюжеты, распространенные в восточном богослужении. Эти иллюстрации выполнены миниатюристом по имени Василиус.
Псалтырь имеет календарь, подобный календарям, созданным в тот же период в Англии.
Имя Мартина Турского, почитаемого в Европе, выделено золотом, в отличие от имен других святых.
В календаре отмечены даты взятия Иерусалима(15 июля 1099 г.), смерть Болдуина II и смерть его жены Морфии.
Каждому месяцу Календаря Псалтыря соответствует медальон со Знаком Зодиака, выполненный в романском стиле с сильным исламским влиянием.
Основное содержание Псалтыря – псалмы из Вульгаты (латинский перевод Священного Писания).
Молитвы Псалтыря посвящены 9-ти святым: Деве Марии, св. Михаилу, Иоанну Крестителю, св. Петру, Иоанну Евангелисту, св. Стефану, св. Николаю, Марии Магдалине и Св. Агнесе.
Молитвы сопровождаются изображениями святых, выполненных 4-м художником в романском стиле, но его техника показывает и элементы византийского стиля.
Псалтырь Мелисенды наглядно указывает, как в ней сочетались корни ее семьи: матери армянки, придерживающийся до замужества православного греческого вероисповедания и отца католика, француза.
Две культуры, два направления в вероисповедании.
Однако, Мелисенда, как и ее мать, в своем Завещании, передаст свое имущество православному греческому монастырю Св. Саввы.
Видимо, католическая набожность королевы не затмила греко-православное воспитание, которое она получила от своей матери, хотя та, после замужества, приняла римско-католическую веру.
В королевской семье наступил мир. Мелесанда в этой борьбе за власть вышла победительницей и начала играть ведущую роль в управлении государством крестоносцев. В силу своего природного таланта, семейных ген, она проявила себя сильным, дальновидным, образованным политическим лидером.
Ее положение и ее деятельность еще более укрепились после смерти ее мужа Фулька Анжуйского в 1143 г., когда король и королева были на отдыхе в г.Акра (Акко), где Фульк погиб в результате несчастного случая на охоте." Его лошадь споткнулась, упала и череп Фулька был раздавлен седлом и его мозги, - как пишет Вильгельм Тирский, -хлынули из ушей и ноздрей". Король был привезен в Иерусалим и похоронен в церкви Гроба Господня. Мелисенда оплакала его и носила по нему траур.


После трагической смерти Фулька Мелисенда еще более укрепила свою власть в государстве крестоносцев, когда она в качестве регента, стала править вместе со своим сыном Балдуином III, который был коронован вместе со своей матерью в возрасте 13 лет в Храме Гроба Господня на католическое Рождество (24/25.12.1143 г.).
Не будем касаться внешней политики, которую проводила королева, а сосредоточимся на столице государства крестоносцев - Иерусалиме, который в годы ее правления переживал расцвет.
"Иерусалим времен королевы Мелисенды многие христиане считали истинным центром мира. На картах того времени Иерусалим был представлен,- как описывает его Саймон Монтефиоре в своей книге "Иерусалим биография",- в виде круга, пересеченного, словно ветвями креста, двумя перпендикулярными главными улицами. В точке пересечения стоял Храм Гроба Господня, а Святой город, таким образом, утверждался как "пуп земли".
Мелисенда пользовалась поддержкой церкви на протяжении всей ее жизни и вошла в историю, в том числе, и как покровительница церкви.
Она сделала значительные пожертвования Храму Гроба Господня, в котором на протяжении многих лет проводилась серьезная реконструкция, сочетающаяся со строительством нового Храма.
15 июля 1149 г., ровно через 50 лет после завоевания крестоносцами Иерусалима произошло освящение вновь отстроенного Храма Гроба Господня.
"В новом Храме, построенном в романском стиле архитектуры, талантливые зодчие соединили ранее разрозненные христианские святыни – гробницу Иисуса, Голгофу, крипту, где был найден Животворящий Крест. Высокая триумфальная арка связала ротонду XI в., построенную Константином Мономахом, с новым храмом на месте бывшего церковного двора.


Остатки гробницы Иисуса покрыли мраморной плитой, которая позднее была обложена золотом. Стены украсили мозаиками и узорами из цветных мраморных плит, что придавало внутреннему пространству блеск и изящество".
По окончании церемонии освящения, верующие торжественной процессией, возглавляемой королевой Мелисендой и ее сыном, направились к Храму Господа (Куббат ас Сакра) на Храмовую гору, а оттуда в долину Кидрона, к могилам крестоносцев, погибшим во время штурма Иерусалима. Последним пунктом процессии стал крест на северной стене, в том месте, где рыцари Готфрида Бульонского прорвались в город в июле 1099 г.
В Иерусалиме крестоносцев сложились свои традиции, которые королева Мелисенда поддерживала, но очень много внимания она уделяла украшению Иерусалима, привлечению в него паломников, желавших посетить христианские святыни.
Она строила церкви, основывала монастыри, при этом делала большие пожертвования.
Около Вифезды и руин византийской церкви, связанной с местом рождения Девы Марии, при королеве Мелисенде, была возведена церковь св. Анны, которая по сей день является образцом романского стиля в Иерусалиме.
Надо отметить, что при крестоносцах в Иерусалиме сформировался свой особый стиль архитектуры – сплав романского, византийского и ближневосточного искусства.
В этом плане представляет интерес церковь св. Якова в Армянском квартале, к строительству которой, королева Мелисенда, так же имела отношение.
По мнению исследователей, в архитектуре церкви, нашло отражение армянского и романского стилей.
Исследователь Клод Мутафян ("Королевы Иерусалима") обращает внимание не только на типично армянскую архитектуру строения, но и на торжественный прием, оказанный в 1142 г. в Иерусалиме армянскому католикосу Григору III Пахлавуни. Логично предположить, что Мелисенда и Католикос Армении приняли совместное решение возвести здесь церковь св. Якова.
Другая исследовательница Кенаан-Кедар считает, что королева Мелисенда выступала ктитором. (собственник, лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма, монастыря)
Композиция церкви, по мнению ученой, отражает византийские и армянские традиции XI – XII вв.
Интерес вызывает и купол церкви, который восходит к архитектуре Великой Армении VI в.
Королева Мелисенда не только строила церкви и основывала монастыри (монастырь св. Лазаря в Вифании), но и заботилась о благоустройстве Иерусалима для его граждан и многочисленных паломников.
В городе была больница, которая находилась в ведении ордена госпитальеров. Там оказывали медицинскую помощь не только местным жителям, но и паломникам.
Найденные там записи на латинском, французском языке, свидетельствуют о том, что крестоносцы предоставляли еврейским пациентам кошерную пищу.
Судя по записям современников, больница имела разные отделения, где размещались пациенты в зависимости от характера заболевания и состояния, по аналогии с современными больницами. В чрезвычайной ситуации госпиталь Ордена Святого Иоанна в Иерусалиме мог принять до 2000 пациентов.
Госпитальеры предоставляли лечение больным мужчинам и женщинам разных вероисповеданий.
Королева Мелисенда делала значительные пожертвования этому госпиталю, а также больнице прокаженных св. Лазаря.
Учитывая жаркий климат королева Мелисенда построила своды над центральной улицей Иерусалима Кардо, которые сохранились по сей день. К этому же времени относятся и три параллельные крытые улицы, на которых шла бойкая торговля.


Крестоносцы, пришедшие с Западной Европы, принесли в Иерусалим нормы европейской торговли. Рынки в средневековой Европе располагались на улицах, площадях близких к Кафедральному собору. По этому принципу в Иерусалиме недалеко от Храма Гроба Господня развернулось три крытых рынка, располагавшиеся на параллельных улицах:
улица, где готовили пищу – улица Скверной Стряпни(Rue Malcuisinat),
улица пряностей, улица ювелиров - Латинских Золотых дел мастеров.
Все три рынка начинались и заканчивались в одном и том же месте, с одной только разницей: на севере сидели ближе к Храму Гроба Господня сирийские менялы, а на юге латинские менялы.
Во время христианских праздников в Иерусалим прибывало огромное количество паломников. В основном они прибывали на Святую землю через Яффский порт и приезжали, приходили в Старый город по Яффской дороге.
Для защиты паломников от угрозы грабителей крестоносцы укрепили цитадель Давида и вырыли вокруг нее ров, а на верху крепости поместили дозорного, который вел наблюдения за Яффской дорогой.
Правление королевы Мелисенды вошло в историю Иерусалима как время наивысшего развития города в период пребывания в нем крестоносцев.
Фактически после смерти своего мужа Фулька Анжуйского в 1143 г. Мелисенда стала единолично управлять Иерусалимским королевством.
Время шло и ее сын – наследник престола вырос и имел право управлять государством самостоятельно. Здесь начались у королевы проблемы, которая привыкла властвовать единолично.
До 15-ти летнего возраста Болдуина III королева Мелесенда была опекуном своего сына.
Если после смерти мужа, в первых хартиях фигурировали имена матери и сына, то позже, Мелисенда королева Иерусалимская, предпочитала ставить только свое имя. Конфликт был неизбежен.
Балдуин III прошел возраст своего совершенолетия в 1148 г., но королева не желала расставаться со своим регенством над ним…
Тогда, в 1152 г. Болдуин потребовал от латинского патриарха Иерусалима Фулька Ангулемского короновать его в Храме Гроба Господня, но получил отказ.
Духовенство всегда поддерживало его набожную мать.
Исходя из создавшейся ситуации, Балдуин, в знак протеста, устроил шествие на улицах Иерусалима с лавровым венком на голове. Это была своеобразная "самокоронация".
Далее дела пошли еще хуже…начался серьезный конфликт. Как описывает события исследователь Клод Мутафян, " проблему думали решить путем раздела королевства: север с Тиром и Акрой – Болдуину, а юг с Наблусом (Шхем) и Иерусалимом – Мелисенде."
Такое решение принял Совет высшей знати и рыцарства (Haute Cour), чтобы предотвратить гражданскую войну и разделить ресурсы королевства. Совет решил, что Болдуин будет править на севере королевства, а Мелисенда в Иудее, Самарии и в Иерусалиме.
Мелесенду такое решение полностью устраивало, но не устраивало ее сына.
Болдуин понял, что от такого компромисса теряет только он и в 1152 г. осадил Иерусалим и начал вторгаться в сферы правления своей матери.
Балдуин был сыном Фулька Анжуйского…военные способности отца, видимо, передались ему генами…Наблус и Иерусалим пали быстро.
Во время этих событий в Иерусалиме, Мелисенде вместе с ее младшим сыном Амори, пришлось покинуть королевский дворец и перейти, в находящуюся рядом, цитадель Давида.
Позже, ей пришлось уехать в Наблус(Шхем). Это подтверждает Гийом Тирский, который пишет, что Мелисенде пришлось отдать сыну Иерусалим, закрепив за собой лишь владение Наблусом.
Кроме того, в Иерусалиме был издан от 20.04.1152 г. указ о закреплении привилегии церкви Девы Марии в долине Иосафат, который исходил исключительно от одного Болдуина "милостью Божией четвертого короля латинян в Иерусалиме".


Со временем, при посредничестве церкви, которая на всем протяжении ее правления, поддерживала королеву, удалось урегулировать конфликт.
Болдуин примирился с матерью и назначил ее своим регентом и главным советником.
Она сохранила свое влияние, особенно в сфере назначения церковных должностных лиц.
Болдуин III поклялся не нарушать покой своей матери.
Мелисенда проиграла "гражданскую войну", но сохранила большое влияние и на своего сына и в государстве. Ее правление расценивалось современниками, как мудрое.
После примирения Болдуин оказывал своей матери большое уважение.
Болдуин часто был в военных походах, а его мать Мелисенда оставалась его надежным советником и союзницей.
При правлении своего сына и до конца своей жизни она занималась дипломатическими делами королевства.
Так в 1156 г. Мелисенда заключила торговый договор с купцами итальянского города Пиза.
Еще раннее в 1154 г. имя Мелисенды снова появляется вместе с сыном во многих официальных публичных актах, как "матери короля, либо в качестве королевы". Все это подтверждает ее примирение с сыном.
За год до смерти Мелисенды на одной из Хартий(1160 г.) стоит печать, где можно прочесть: "Мелисенда милостью Божией королева Иерусалима".
В 1161 г. у Мелисенды, видимо, случился инсульт. Ее память не позволяла ей больше принимать участие в государственных делах.
11 сентября 1161 г. Мелисенда была похоронена, как и ее мать Морфия в верхней крипте церкви Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.
Королева при жизни покровительствовала Храму Богоматери в долине Иосафата, делала большие пожертвования и финансировала восстановление и строительство при нем монастыря – аббатства св. Марии, принадлежащего ордену бенедиктинцев. Это аббатство основал Готфрид Бульонский. Аббатство было построено рядом с византийской церковью, где находится гробница Богородицы.
В 1130 г.Мелисенда восстановила неоднократно подвергавшиеся разрушению церковь и аббатство.
Вход в церковь был украшен красивым порталом, от которого к месту Успения Богородицы, вела широкая лестница, по которой и сегодня спускаются многочисленные паломники.
Само здание аббатства было двухэтажным. Его украшали готические колонны, фрески.
Монастырь был, скорее всего, разрушен в 1187 г. под натиском войск султана Салах ад Дина, правда, гробница св. Марии не пострадала. Мусульмане почитают Сит Мирьям - мать пророка Исы.
В 1999 г. археологи Israel Antiquities Authority(IAA) под руководством Джона Селигмана проводили раскопки в районе Нахал( река)Кидрон рядом с Гефсиманским садом у монастыря св. Марии.
Археологи нашли остатки нескольких зданий, которые они датировали XII в.
Здания принадлежали аббатству св. Марии в долине Иосафата, построенного крестоносцами при активном участии королевы Мелисенды.
Самой значительной находкой археологов была стена, украшенная многоцветной фреской, размеры которой поражают: длина – 9 м, высота – 2.7 м.
Благодаря щедрому пожертвованию, фреска была отреставрирована и с 2010 г. экспонируется в музее Израиля.
Уникальность этой находки состоит в том, что фресок периода крестоносцев, украшавших церкви в Иерусалиме, практически не сохранилось, да еще таких гигантских размеров.
Фреска, которая украшала трапезную аббатства, поражает яркостью красок, мастерством исполнения.
Мелисенда умела находить для исполнения своих проектов талантливых художников, зодчих, золотых дел мастеров.
Королева крестоносцев Мелисенда вошла в историю Иерусалима как мудрая правительница, умевшая принимать нужные решения в сложных ситуациях, талантливая, покровительница церкви, искусства, ценившая книги и понимающая их значение для истории.

В Иерусалимском королевстве крестоносцев было написано немало литературных и исторических сочинений, таких, как "Хроника" Вильгельма Тирского – современника той эпохи.
Мелисенда основала при Храме Гроба Господня скрипторий, где переписывались древние рукописи, писались новые сочинения. Многие из них украшались сюжетными миниатюрами.
В Национальной библиотеке Франции хранится латинский иллюстрированный требник (богослужебная книга),
переписанный в Иерусалиме середине XII в. Его тетради пронумерованы литерами армянского алфавита. " Роскошное оформление фолианта позволяет,- по мнению Клода Мутафяна,- предположить, что это заказ королевы Мелисенды. Буквы этого фолианта написаны знающим латынь армянским переписчиком, либо переплетчиком".
По всей вероятности, в скриптории, мастерской миниатюры в Иерусалиме в период королевы Мелисенды, работали не только латинские, греческие, но и армянские мастера своего дела.
30 лет, в общей сложности, управляла Иерусалимским королевством крестоносцев Мелисенда и за годы своего правления сделала достойный вклад в историю Святого города.

Библиография

  • Копия миниатюры "Свадьба Мелисенды и Фулька Анжуйского". ВикипедиЯ. "Мелисенда Иерусалимская"
  • Карен Армстронг. Иерусалим один город, три религии. М, 2011, стр. 340-341
  • Саймон Себаг Монтефиоре. Иерусалим биография. М,2017, стр. 295
  • История, структура управления Иерусалимского королевства.
  • Диана Апостолос-Каппадона. Урал LTD,2000, стр. 167-168
  • Внучка армянского князя: великая королева Иерусалима Мелисенда. Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив. 22.01.2019
  • Клод Мутафян. Королевы Иерусалима. 2007 г.
  • Армянские царицы Иерусалима.
  • Саймон Себаг Монтефиоре. Иерусалим биография. М, 2017,стр. 298
  • Эсбридж Томас. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.
  • Псалтырь Мелисенды. ВикипедиЯ.
  • Гийом Тирский. ВикипедиЯ.
  • Фульк Анжуйский король Иерусалимский. ВикипедиЯ.
  • Карен Армстронг. Иерусалим один город, три религии. М, 2011, стр. 346-347
  • Иаков Святых армянский монастырь в Иерусалиме. Православная энциклопедия.
  • Melisende Queen of Jerusalem
  • Клод Мутафян. Королевы Иерусалима. 2007 г.
  • Внучка армянского князя: великая королева Иерусалима Мелисенда. Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив. 22.01.2019
  • יחיאל זלינגרי, מיכאל ארליך. שוקי התקופה הצלבנית לאור ממצאים חדשים בעיר העתיקה בירושלים. חידושים בארכיאולוגיה של ירושלים וסביבותיה. 2012, עם. 149-152, 158
  • Больница крестоносцев в Иерусалиме. 05.08.2013
  • Израильтяне покажут самую большую фреску крестоносцев в Иерусалиме. 26.07.2010

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. https://www.facebook.com/watch/?v=1123334277831115