Ваш гид по Израилю Изабелла Ревзина

Древняя Аполлония

Сегодня мы с  Вами совершим путешествие в район Герцлии, а конкретнее отправимся путешествовать на побережье южной части Шаронской долины – в древнюю Аполлонию.

Археологи утверждают, что человек  появился  здесь довольно давно, примерно 2,5 тыс. лет тому назад.

Первое поселение, следы которого удалось обнаружить, основали финикийцы в 6 в. д.н.э.(персидский период)

Финикийцы – это энергичный и предприимчивый  народ, которые вошел  в мировую историю как изобретатели алфавитного письма, прозрачного стекла,(Стекло получали методом плавки, смешивая чистый белый песок с содой. Особенно ценилось знаменитое сидонское стекло, технология производства которого в средние века перешла к веницианцам) и как народ умелых торговцев и отважных мореплавателей. Интересно то, что финикийцы получили  свое имя по названию плодов финиковой пальмы. Обычно сушенные финики были для них  основной едой в их далеких морских путешествиях.(сушенные финики очень питательны; они содержат 70%сахара, до 3% белков и 2,5% жира)

Финикийцы разведали удобные бухты по всему  Средиземноморскому побережью, основали колонии, посредством которых они раскинули на Средиземном море густую сеть международных торговых связей.

На территории Аполлонии находилось одно из таких финикийских поселений, которое они назвали  Аршов, по имени одного из своих богов; имя его было  Рашев; он почитался как бог войны и шторма.

Религия финикийцев была религией обожествления природных сил и явлений, но она была чужда веры в «загробную жизнь» и была обращена исключительно на текущие потребительские цели. У финикийцев было множество богов и богинь – у каждого города были свои главные и второстепенные боги и богини. Все они считались воплощением наиболее почитаемого  по древней  традиции семитских  народов небесного бога, который назывался «Балл»(«господин», «владыка») и ассоциировался в народном сознании главным образом с разрушительной силой, которую всегда следовало бояться. Рядом с небесным богом стояла его жена  богиня Астарта, которая почиталась как богиня земли и плодородия, как богиня-мать, как богиня любви.

Археологические раскопки в Аполлонии пока не обнаружили  остатков финикийского храма, с которым были связаны обряды богослужения и религиозные праздники жителей города. Центральное место в религиозном культе финикийцев занимал обряд жертвоприношения, а самым главным даром богам  считалась кровь жертвенных животных, поскольку в крови, как полагали финикийцы, находится душа.

Финикийцы очень боялись богов и заботились о том, чтобы заранее сникать их расположение. В случае крайней опасности (приближение вражеской армии; так было  в Карфагене, который основали финикийцы выходцы из  Тира; территория современного Ливана) женщины срезали свои волосы и отдавали их богам, поскольку верили, что волосах заключалась жизненная сила. Мужчины в этом случае обрезали себе «крайнюю плоть». Однако, последним средством умиротворения богов, считалось человеческое жертвоприношение. Убивали рабов, приносили в жертву знатного человека и даже своих детей, обычно первенцев…(финикийский бог войны – Молох)

На территории Аполлонии сегодня найдены только хозяйственные ямы, которые датируются периодом жизни здесь финикийцев и остатки раковин моллюсков, содержащих пурпурное вещество. Как уже отмечалось финикийцы основали свой город на берегу морского залива, который они использовали не только как причал для своих кораблей, но и место промысла пурпуроносных улиток(моллюсков).

Около 1500 г.д.н.э. финикийцы научились окрашивать ткани в очень красивый лилово-красный пурпурный цвет. Краситель-пурпур  они получали  из поднятых с морского дна моллюсков-мурексов, которые выделяют  своими железами особое вещество, краснеющее на свету.  Финикийцы с этой целью толкли мелкие улитки, а из крупных выскребали пурпуросодержащее вещество.

Искусство окраски тканей состояло в том, чтобы красить дважды, чем достигался не только фиолетовый оттенок, но и шелковый блеск; окраска также зависела от концентрации вещества, вида улиток и тайн красильного производства. Особенно славился «истинно тирский» пурпурный цвет.

Пурпурные шерстяные и льяные ткани, не линявшие при стирке и не выгоравшие на солнце, ценились очень дорого и купить их могли только очень богатые люди. Не удивительно, что в древнее время пурпурная краска получила название «царская».

Интересен такой факт, что в начале новой эры, ткани, окрашенные чистым пурпуром, были объявлены в Риме исключительной привелегией императоров. Остальным одежду из таких тканей запрещалось носить под страхом смерти.

Пурур добывали в огромных количествах, а ведь чтобы добыть всего один его грамм, надо уничтожить 10 тыс. малюсков-муресков.

Около древнего Сидона  высились залежи миллионов использованных раковин этих пурпуросодержащих малюсков; бывало, что пустые раковины пережигали  в известь.

Финикийцы  поставляли свои пурпурные ткани в разные страны мира и получали от торговли ими большую прибыль.

В древности было принято соотносить деятельность людей с богами, которые обучали их ремеслам, давали полезные советы.

Соответственно легенде, житель финикийского поселения случайно стал свидетелем встречи нимфы со своим возлюбленным, которого сопровождала огромная собака. В таком составе они погуливались по берегу моря. Вдруг собака остановилась и стала грызть раковины моллюсков, выброшенных на берег морем; тотчас ее пасть окрасилась в пурпурный цвет.Вскоре нимфа и ее спутник скрылись.Финикиец вышел из-за скалы, служившей для него прикрытием, подошел к месту, где собака разгрызла раковины с необычной краской, собрал целые раковины в мешок и принес к себе домой; затем он  раздробил их, смешал с водой и стал в ней окрашивать свою одежду. Так начилась, соответственно легенде, история пурпурных тканей.

История поселения  на месте финикийского города  Аршов  продолжалась и в эллинистический период  в 4-1 вв. д.н.э. Однако, жители этого поселения изменили его название и  дали своему городу имя в честь бога Аполлона – Аполлония.

Аполлон почитался греками как бог света и солнца, а в дальнейшем – в бога знания, покровителя наук и искусств. Соответственно греческой мифологии, когда злотокурый Аполлон в сопровождении муз появляется среди богов, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Не случайно, что жители этого приморского городка почитали Аполлона, который  не только покровительствует художникам, поэтам, певцам и музыкантам, но и является покровителем мореходства, помогает основанию новых колоний и городов.

Много позже, по утверждению Иосифа Флавия, все побережье  Шаронской долины оказалось  под властью Хасмонеев; и Аполлония упоминается в списке прибрежных городов в период правления еврейского царя  Александра Яная.

Расцвет Аполлонии начинается в римский период (1-3 вв. н.э.) – небольшое поселение превращается в город,  в котором живут  самаритяне и возможно евреи.

Друзья! Совершая  прогулку по территории  национального парка «Аполлония» вы можете увидеть остатки римской виллы, раскопанной археолагами. В центре виллы,  в соответствиии с традициями римской архитектуры, находится атриум – закрытый внутренний двор, обрамленный колоннами, по периметру которого располагались комнаты; в центре двора был небольшой открытый бассейн, куда во время дождей попадала дождевая вода. Стены комнат были, видимо были украшены фресками; сохранились следы штукатурки.                                                                                            

Аполлония продолжает развиваться и в византийский период (5-6 вв. н.э.); именно в этот период  город достиг вершины своего расцвета. Аполлония - это портовый город южного Шарона, где наряду с традиционными  видами ремесла, занимались производством стекла; остатки печи по производству стекла, Вы можете увидеть при входе на территорию национального парка.