Ваш гид по Израилю Изабелла Ревзина

Храм и центр Дэвидсон

В еврейской истории есть такое свидетельство: в период римского господства рабби Акива- один из основоположников равинистического  иудаизма, пришел с мудрецами в Иерусалим. Вдруг около Храмовой горы они увидели  лисицу, выбегающую с той части Храмовой горы, где находилась Святая Святых, куда один раз в году, в Йом Кипур, входил Коэн ха Гадоль.(первосвященник) Все заплакали,а рабби Акива начал смеяться. Мудрецы спросили рабби:"Чему ты радуешься?" Он ответил вопросом: "А почему Вы плачите?" Они сказали: "Об этом месте сказано(Святая Святых)"Посторонний, который приблизиться к нему, да предан будет смерти" ."А сейчас по нему бегают лисы, как же нам не плакать?" Рабби Акива  ответил: "Этому-то я и радуюсь. Ведь сказано в писании: "И взял Я Себе верных свидетелей: Урию, кохена, и Зехарью." Урия жил во времена  Первого Храма, а Зехарья, во времена Второго Храма. В связи с Урией  сказано: "Из-за вас как поле будет вспахан Цион, и станет руинами Иерусалим…", в связи с Зехарьей сказано: "Еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима" Теперь  исполнилось пророчество Урии, - сказал рабби Акива, я знаю, что исполниться и пророчество Зехарьи" На это мудрецы сказали: " Ты утешил нас, Акива! Ты утешил нас, Акива!"  После разрушения  Второго Храма римлянами в 70-м году н.э. прошло более  2-х тысяч лет, это было 9-го Ава (по еврейскому календарю) и до сих пор 9-е Ава, для народа Израиля- это день траура и надежды. (по еврейской традиции Мессия придет в этот день)  Интересен такой факт, Наполеон Бонапарт дважды оказался около синагоги именно 9-го Ава, где увидел  евреев, сидевших на земле и горько оплакивающих гибель Храма и своего государства так, как будто эта трагедия произошла только вчера. Наполеон был  поражен увиденным и  сказал: "Я абсолютно убежден, что этому народу суждено славное будущее в его стране. Разве какой-нибудь другой народ оставался верен своему горю и надежде в течении тысячелетий, никогда не забывая о них!"  Сразу же после разрушения Храма еврейские мудрецы того поколения постановили, что все радостные события будут отныне содержать в себе элемент, напоминающий о гибели Храма. (на пример, под хупой, на свадьбе, жених разбивает бокал, вспоминая о разрушенном Храме). Наши мудрецы обосновали это постановление словами Псалма: " Если я забуду тебя Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука…"                

Храм разрушен…прошло столько лет, но не только наша память  возвращает нас к Нему, но и современные археологические раскопки, которые  происходят вокруг Храмовой горы предоставляют нам все новые и новые артефакты, которые возвращают нас в период существования Храма. Примером может служить  золотой колокольчик периода  Второго Храма,который был найден в дренажном канале, проходящем под древней центральной улицей Иерусалима, которая от бассейна Шилоах, того же периода, вела к Западной Стене, обрамлявшей Храмовую гору. Именно в период праздника Суккот евреи с песнями и танцами по этой древней улице несли воду, взятую из бассейна Шилоах в городе Давида для возлияния на жертвенник в Иерусалимском Храме. Сегодня эта улица иродианского периода частично раскопана археологами  управления древностей, как и дренажный канал и по этим артефактам можно прогуляться…    Золотой колокольчик скорее всего принадлежал   первосвященнику, который его потерял, когда шел по этой улице около арки Робинсона, ведущей в Царскую галерею, расположенной в юго-западной части Храмовой горы.                                                                                            

В книге "Шмот"(Имена) читаем:"…изготовили священные одежды Аарону, как повелел Г-дь  Моше(Моисею)…И сделали колокольчики из чистого золота, и подвесили колокольчики между гранатами(которые были по подолу ризы первосвященника). Колокольчик и гранат, колокольчик и гранат…как повелел Г-дь Моше"                                                                      

В ходе раскопок у Стены Плача была найдена печать, где было  написано: "чист для Всевышнего", видимо такую печать ставили на все, что  поставляли  в Храм, как свидетельство ритуальной чистоты. Возможно, подобной печатью отмечали и посещение миквы перед восхождением на Храмовую гору, во Двор Израильтян.                                                               

Археологические раскопки 2010-2012 гг. дали миру артефакты подтверждающие историю еврейского народа в 10 в.д.н.э, периода, когда на горе Мория(она же Храмовая, царь Шломо(Соломон) построил Первый Иерусалимский Храм.                                                                                             

В ходе раскопок  с южной стороны, обрамляющей  Храмовую гору напротив ворот Хульды, где были подземные переходы, по которым евреи входили и выходили с территории Храмовой горы, были обнаружены на территории Офеля(подобно акрополю, где находился царский дворец и   правительственные учреждения) часть дворцового комплекса царя Соломона и часть новой стены, которая окружала Храмовую гору и Офель и была связана со старой стеной г. Давида. Кроме того, раскопали ворота периода  Первого Храма, которые, известный археолог Эйлат Мазар (утверждающая, что нашла месторасположение дворца царя Давида в г. Давида), соотносит с Водными воротами  периода Первого Храма.

Эти древние ворота использовались жителями древнего Иерусалима, когда они приходили в царский квартал Офель. Эти ворота были напротив города Давида и по своей структуре повторяют известные ворота царя Соломона в Мегиддо.( найденная во время раскопок керамика  на месте этих ворот, подтверждает их датировку -10 в.д.н.э.)                                                             

Подтверждением, найденных артефактов, является и текст ТАНАХА (Тора-пятикнижие Моисеево, Невиим- книги пророков, Ктувим-Писания):             

"А подданные (гивоннитяне), что жили в Офеле, восстанавливали(стену) против Водных ворот и выступающей башни…"(Нехемия,3 26-27)               

Что же касается царских построек и стены периода царя Соломона, найденных там же, то подтверждение их существования, помимо артефактов, находим также в тексте ТАНАХа: "И породнился Шломо с Паро, царем Египетским, и взял дочь Паро, и он привел ее в город Давида…пока не закончит он строить дом свой(дворец) и дом   Господень(ХРАМ), и крепостную стену вокруг Ирушалаима"(Мелахим-книга Царств, 1,1-3)                                                                                            

 

Иерусалим, Храм-это то, что до сих пор вызывает интерес, который последнее время только увеличивается.  Это видно по количеству туристов, паломников, которые круглый год приезжают в Иерусалим( правда, евреи всегда говорили:"совершить восхождение" в Святой город).                          

Центр Дэвидсон, который находится у Мусорных ворот древнего города, недалеко от Стены Плача дает нам возможность совершить виртуальное восхождение на Храмовую гору, приблизиться к месту нахождения Храма, побывать на территории Офеля и самим увидеть то, что раскопали археологи, соприкоснуться с той древней эпохой, которая описана в Библии.

Центр Дэвидсон, который носит имя своего мецената, создан под эгидой управления древностей.                                                                                         

Центр Дэвидсон- это современный музей, в котором сочетается мир археологии с миром Хай-Тек.                                                                                

Итак, друзья, мы с Вами спускаемся вниз - под землю, именно там, где находятся остатки дворца Умаев(Омеядов)- представителей ранне-арабской династии 7-8 вв, находятся залы музея.                                                                          

Первое, что мы видим- это изображение карты 16 в., где Иерусалим показан как центр мира.                                                                                                 

Мы спускаемся вниз по своеобразному подвесному мосту, который словно устанавливает связь между древностью и современностью и объединяет их

в единое целое.                                                                                                      

Нашему взору открывается большое панно, где мы видим Храм таким, каким его представляли в более поздние времена, после его разрушения евреи, христиане и мусульмане.                                                                        

Основная тема музея: Второй Храм и все, что с ним связано…Здесь   экспонируются археологические находки, такие как, керамическая, стеклянная посуда, символ 10-го римского легиона, горсть серебряных монет достоинством в 1/2 шекеля, которая была найдена в одном из   магазинов около Западной Стены(часть ее –Стена Плача), где происходил обмен денег. Пол шекеля таков был храмовый взнос, который платили все еврейские мужчины, начиная с 20-ти летнего возраста как в Эрец-       Исраэль(Земля Израиля) ,так и в диаспоре в Храмовую казну.

 Возможно, что именно здесь на древней иродианской улице, которая начиналась в г. Давида у бассейна Шилоах и поднималась сюда, к Западной Стене, где были магазины(их фрагменты можно увидеть сегодня ) Иисус "…выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы   меновщиков и скамьи продающих голубей,  И говорил им: написано "дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников" (Мт.21,12-13)                                                        

В экспозиции музея представлено изображение магазина периода  Второго Храма, где мы видим меры веса того периода: каменные кружки, гири различного достоинства. Все эти предметы, пришедшие к нам через 2 тыс. лет, вызывают у нас желание получить еще больше информации. И она нам тут же предоставляется… здесь есть фильм о раскопках, которые   проводились вокруг Храмовой горы в 19-н.20-х вв., а так же фильм о паломничестве еврея в Иерусалим и на Храмовую гору, во двор Израильтян, куда он пришел, чтобы приблизиться к Храму, передать свое   жертвоприношение Всевышнему, которое дозволено совершать только коэнам.                                                                                                            

После просмотра экспозиции музея, если вы заказали заранее и дополнительно оплатили посещение специальной комнаты и экскурсовода, то Вы можете совершить виртуальный тур на Храмовую гору, повернуть колесо истории вспять на 2 тыс. лет назад и почувствовать, что Вы  совершаете восхождение в Храм.                                                                       

Эта компьютерная программа предоставляет нам возможность одновременно увидеть как  выглядит эта часть Храмовой горы сегодня.

В ходе этой виртуальной экскурсии Вы окажитесь и на территории Царской базилики, построенной по указанию царя Ирода, украшенной стройными колоннами с красивыми капителями в коринфском стиле. Последние археологические находки позволили определить более точные размеры базилики, а также определили, что она была  двухэтажной и величественной. Соответственно, Иосифу Флавию, в его книге "Иудейские древности", Ирод, решив перестроить Храм и расширить территорию Храмовой горы, повелел построить Царскую галерею очень высокой (высота центрального нефа-17,5 м), чтобы голова человека, находившегося на  верхнем этаже галереи, кружилась "… еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина(долины) к высоте галереи." Галерея Ирода была так прекрасна, что "…никто не мог взирать на это без величайшего изумления".                                                                                                          

Соответственно мнению исследователей, Царская галерея была общественным местом.  Здесь люди встречались, сюда имели доступ    язычники, здесь Иисус мог столкнуться с продавцами голубей для жертвоприношений и менялами.                                                                    

 Однако, из Царской галереи нельзя было пройти во Двор Израильтян, а значит и приблизиться собственно к Храму, который на 50-т метров возвышался над Храмовой горой.                                                                  

Собственно Храм имел "форму льва - был узок сзади и широк спереди"

Талмуд утверждает, что "Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания"                                                                                    

Иосиф Флавий в своей книге "Иудейская война" так описывает Храм: "Внешний вид Храма предоставлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на Храм и загрязнять его".