Ваш гид по Израилю Изабелла Ревзина

ХРАМОВАЯ ГОРА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ТРЕХ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ: ИУДАИЗМА, ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА.  

Храмовая гора в Иерусалиме – это гора  Мория, гора Сион, место, где Всевышний  сотворил первого человека … Считается, что именно на  эту гору пришел Авраам – проотец  еврейского народа со своим сыном Ицхаком(Исааком),которого он должен был принести в жертву по велению Б-га. " Но воззвал  к нему ангел Господень  с неба …Авраам! Авраам!... не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га  и не пожалел своего сына единственного ради Меня" Это было десятое испытание Авраама  Всевышним, который сказал ему: " И Я сделаю тебя народом великим  и благославлю тебя, и возвеличу имя твое…" В Торе(Пятикнижие Моисеево) написано, что вместо Ицхака… "во всесожжение…" был принесен баран. Иудаизм против человеческих жертвоприношений, кровь, соответственно Торе, - это душа: "Всякий, кто будет есть какую-либо кровь, истребиться душа его из народа своего" (Ваикра: 7:27)

Позже, на этой же горе царь  Давид поместил Ковчег Завета, где хранились  Скрижали Завета, полученные еврейским народом у подножья горы Синай. Царь Давид очень хотел построить Храм – Дом Б-гу Израиля, но Всевышний передал ему через пророка Натана:"Я поставлю после тебя потомство твое… и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки…" В ТАНАХе есть и другое объяснение почему Давиду не было разрешено построить Храм, ведь он так любил Всевышнего, верил в Него. (Диврей ха-амим I, 22:8-9) Давид призвал своего сына Шломо(Соломона) и сказал ему: "…было у меня на сердце выстроить дом имени Господа Б-га моего. И было мне слово сказано: много крови пролил ты, и войны большие вел ты на земле предо Мной. Вот сын родиться у тебя, он будет человек мирный. И дам Я ему покой от всех врагов его вокруг, поэтому Шломо("шалом" на иврите – "мир") будет имя его. Он построит дом имени Моему…" Царь Давид при жизни позаботился о средствах о строительстве Храма. В его кладовых было много золота и серебра, драгоценностей, которые позже были использованы царем Соломоном в период строительства Храма.

В 10 в. д.н.э. царь Соломон начал строительство Храма на горе Сион (она же Храмовая). За время его строительства(7 лет), как говорит предание, не болел никто и не умер ни один строитель, ни один инструмент не поломался. Строительные работы велись при содействии Хирама – финикийского царя, правившего в г. Тир(территория современного Ливана). Именно, по указанию царя Хирама, через Яффский порт прибыл в Иерусалим ливанский кедр, который был использован при строительстве. Храм строился"… "из привезенных цельных(обтесанных) камней…стены дома были обшиты кедровыми досками. А пол был покрыт кипарисовыми досками. На кедрах, внутри дома, были вырезаны бутоны и раскрывшиеся цветы, все было покрыто кедром, камня было не видно" Святая Святых (Двир) стоял на скалистом выступе, называвшемся "эвен штия"(краеугольный камень мира, камень основания), где пребывала Шхина (Божественное  присуствие), где находился Ковчег Завета со Скрижалями, и куда раз в году, в Иом Кипур, входил первосвященник - Кохен гадоль в праздничном облачении, произносил полное имя Всевышнего и совершал богослужение.

Храм царя Соломона был разрушен в 586 г. д.н.э. вавилонским царем Новуходоносором. Евреи были изгнаны в рабство в Вавилонию." При реках бавэльских(вавилонских) –там сидели мы и плакали, когда вспоминали Цион(Иерусалим)(ТАНАХ, Теиллим, 137:1-2) Через 70 лет, как и предсказывал пророк Ирмияху (Иеримия),евреи вернулись на свою историческую родину и восстановили разрушенный Храм. Денег царя Соломона у них не было…, Храм был  скромный… Скрижали Завета из Святая Святых исчезли…возможно, как полагают наши мудрецы, они спрятаны в тайнике под поверхностью Храмовой горы и появятся в нужный момент…

В период царя Ирода(37 г. д.н.э. – 4 г.д.н.э.)на Храмовой горе произошли серьезные изменения: была расширена ее площадь, построена двухэтажная Царская галерея и украшен собственно Храм. Иосиф Флавий, написавший книги:"Иудейская война" и "Иудейские древности" дал нам описание Второго Храма, который был перестроен по указанию царя Ирода." Собственно Храм поднимался на 50 метров над поверхностью Храмовой горы. Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на Храм и загрязнять его"

Иерусалимский Храм, его великолепие было известно в мире и многие стремились его увидеть, не будучи евреями. На военном совете, не задолго до разрушения Храма, Тит, римский полководец, сказал:"…ни в коем случае не следует сжечь такое величественное здание, ибо разрушение его будет потерей для римлян, равно как и наоборот, если Храм уцелеет, он будет служить украшением империи." Иерусалимский Храм был подожжен, а затем разрушен. Это произошло 9 ава 70 г. н.э. Храмовая гора пришла в запустение…

Храмовая гора представляет интерес и для христиан. Именно сюда на Храмовую гору принесли Иисуса Христа как первенца, который по"…закону Моисееву…" должен быть"…посвящен Господу". Благославил младенца Симеон Благочестивый(Богоприимец), которому было предсказано, "что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня". Соответственно тексту Нового Завета (Лук. 2:42-49), Иисус в двенадцатилетнем возрасте вместе с родителями пришел в "…на праздник Пасхи…", как было принято по обычаю иудейскому, совершать восхождение в Иерусалим и на Храмовую гору во время трех основных праздников: Песах,(Пасха), ,Шавуота и Суккота. Видимо, так было угодно Всевышнему, мальчик остался в Иерусалиме и был найден Марией и Иосифом Обручником"…в храме(имеется ввиду Храмовая гора, поскольку иудеи под Храмом понимали строение на Храмовой горе, которое имело "форму льва – был узок сзади и широк спереди"(Мид.4:7) и состоял из Притвора(улам), где"…под потолком висели золотые короны…, Хехала, где стоял алтарь для курения фимиама, стол для хлебов предложения и менора(семисвечник)…", далее шел Двир, куда только один раз в году входил первосвященник.(Крат.евр. энцик., Иерусалим 1999, т.9,стр., 935). Иисус, по всей вероятности, был на территории Двора Израильтян, который располагался рядом с Двором Священников(эзрат ха-коханим), и как написано в евангелии от Луки:"Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…"

Текст Нового Завета упоминает и последнее посещение Иисусом Храмовой горы, а именно: "И вошел Иисус в Храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме…"(Мат.21:12-13) В самом Храме и во Дворе Израильтян никакой торговли не велось. Это могло иметь место на внешнем дворе Храмовой горы, на территории Царской галереи, которая была построена по указанию царя Ирода во время расширения площади Храмовой горы, или при выходе из нее.

Внизу, со стороны разрушенного римлянами свода с лестницами, (аналогичный сохранился с противоположной стороны, т.к. называемая Арка Вильсона; можно увидеть в туннеле Хасмонеев) есть остатки магазинов периода  Второго Храма, которые видел Иисус Христос, там же сидели менялы, обменивающие денежные знаки других государств на финикийский шекель(14.2 грам. серебра), половина которого, в качестве храмового налога в полшекеля, платил каждый еврей мужского пола с возраста 20-ти лет, вне зависимости был ли он в Эрец-Исраэль(Земля Израиля) или за ее пределами. Столы менял были и в Царской галерее, где встречались евреи со всего мира, совершая восхождение в Святой город и Храм.

Соответственно православной традиции, Мария(Богородица), будучи  3-х летней девочкой, была отдана родителями Иоакимом и Анной в Иерусалимский  храм, поскольку"они дали обет, что если у них будет ребенок, то с малых лет он будет посвящен Богу.… Мария, по достижении четырнадцати лет, должна была оставить  храм, дабы взять себе мужа, но она настаивала на том, что ее девство обещано только Богу".(текст"Золотой книги"). " …раздался  глас из глубин храма: все еще неженатые мужчины …из рода  Давидова  должны принести к алтарю по прутику. Тот, чей прутик расцветет  и на его конец опустится голубь Духа Святого, будет обручен с Марией. Среди мужчин был и Иосиф…" Так Иосиф и Мария были обручены. Знаменитый итальянский живописец Рафаэль Санти написал в 1504 г. картину "Обручение Марии", где перед храмом, в присутствии первосвященника,  Иосиф и Мария обмениваются кольцами.(Большой путеводитель по Библии, Москва, 1993, стр.283)

Прошло время… и на Храмовой горе началось новое строительство… строил представитель династии Омеядов – Абд аль- Малик….в Иерусалим были приглашены византийские мастера. Так в 691 г. появилась Куббат ас-Сахра("Купол скалы")-одна из главных святынь в исламе, которая возвышается на ал- Харам аш - шариф("Возвышенная святыня") Так мусульмане называют Храмовую гору, где стоял Первый и Второй Иерусалимский Храм (есть три основных версии расположения собственно Храма на Храмовой горе). Куббат ас-Сахра  перекрывает краеугольный камень мира("эвен штия"), видимо здесь находился  Двир, где в период  Первого  Храма(Храма царя Соломона)находился Ковчег Завета и именно в Двир входил Ха- Кохен ха Гадол и молился Всевышнему.

Мусульманская  традиция связывает Куббат ас-Сахра с ночным вознесением Мухаммада на небеса("ал-исра ва-л-мирадж"). Именно в ночь "Лейлат ал мирадж" Мухаммад оставил свой след на этой скале, когда, при помощи таинственной лестницы, сделанной из золота с серебряными ступенями, поднимался на небо. "На каждом из семи небес он встречал приветствующих его пророков, а затем предстал перед Аллахом, который определил обязательное для мусульман число молитв – пять" ( Ислам. Энциклопед.. Словарь,  М., 1991, стр., 115) После этого Мухаммад был перенесен, как отмечено в Коране:" Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую…"(Коран 17:1)

В 705 г., по указанию халифа Ал - Валида, сына Абд аль Малика, была построена мечеть"Ал-Масджид ал-Акса"(Аль-Акса), которую и стали отождествлять с той "отдаленнейшей", которая упоминается в священной книге мусульман – в Коране. Интересно, что именно там, по указанию халифа Омара, который вместе с патриархом Иерусалимским Софронием поднялся на Храмовую гору, была построена скромная деревянная мечеть, и именно на той стороне, где позже была возведена мечеть Аль-Акса - третья по своему значению после мечетей в Медине и в Мекке.

Халиф Омар искал и нашел место расположения  Храма царя Соломона, приказал очистить священную гору от многовековой грязи…, которая там образовалась после разрушения  Иерусалимского  Храма римлянами и поддерживалась христианами, поскольку Иисус сказал: "Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено"(Мат. 24:1-2)

Храмовая гора в центре Святой Земли, в центре Иерусалима… Царь Давид, провозглашая в 10 в.д.н.э. Иерусалим столицей государства Израиль сказал: "Просите мира Иерусалиму…" и это остается актуальным и сегодня в 21-м веке!!.  " И скажет  весь народ: "АМЭЙН, АЛЕЛУЙА!" (Теиллим 106:48)